Царствование Николая Первого

 

                   Император Николай Павлович Романов.

 

В день присяги Николая Павловича (1796-1855) 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое он сумел подавить, проявив решительность и беспощадность. Восставших расстреляли из пушек, а верные войска восстановили порядок в столице. Также беспощадно было подавлено восстание Черниговского полка, расквартированного на юге России. Члены тайных обществ были арестованы и преданы суду. Пятерых декабристов казнили 13 июля 1826, а остальных сослали в Сибирь. Служение Отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. При нём была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии (царская охранка), игравшее роль тайной полиции, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы, определяющие жёсткие правительственные меры по ограничению периодической печати, литературы и искусства. Под тотальный контроль была поставлена идеологическая и духовная жизнь общества, многие видные литераторы сосланы на окраины России. В годы царствования Николая Павловича университеты были поставлены под строгий административный контроль. Стали развиваться специальные технические учебные заведения (заложены основы современного инженерного образования в России), построена железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского Села (1837), проложено десять тысяч вёрст шоссейных дорог, две тысячи вёрст электрического телеграфа, начато сооружение оборонительных фортов на Балтике, возведение храмов в Санкт-Петербурге и Москве. Важной стороной внешней политики являлся возврат к принципам Священного союза. При Николае Павловиче Россия стала объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а император приобрёл репутацию жандарма Европы за жестокое подавление Польского восстания (1830-1831) и национально-освободительного движения венгров против австрийского господства (1848-1849). Россия участвовала в Кавказской войне (1817-1864), русско-персидской войне (1826-1828), русско-турецкой войне (1828-1829). Царствование Николая Павловича завершилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война (1853-1856) продемонстрировала техническую и организационную отсталость России от западных держав, привела к её политической изоляции.

 

Читинская область. Долина реки Ингода, церковь декабристов.           Чита. Михайло-Архангельская церковь.         «Мы, Николай Первый ... повелеваем учредить сберегательные кассы...»        

 

          Император Николай Первый, Храм Христа Спасителя, герб России, морские суда.         

 

                       Струве Василий Яковлевич (1793-1864), российский астроном и геодезист, академик Петербургской АН (1832), основатель и первый директор Пулковской обсерватории.   Зинин Николай Николаевич (1812-1880) академик Петербургской Академии наук (1858), первый в мире решил проблемы получения и использования нитроглицерина в военных целях, однако артиллерийское ведомство проект отклонило.

 

    Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил три кругосветных плавания.   Открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Парусные шлюпы «Мирный» и «Восток».   Крузенштерн Иван Федорович (1770-1846), русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, адмирал (1842), директором Морского кадетского корпуса.  

   

       Стасов Василий Петрович (1769-1848), русский архитектор. Автор проектов Спасо-Преображенского и Троицкого (Измайловского) соборов Санкт-Петербурга.     Храм Хртста-Спасителя в Москве, архитектор К.А. Тон.      Черепановы, российские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-1849). Построили первый в России паровоз (1833-1834) и железную дорогу длиной 3,5 км.   Первый пассажирский паровоз в России (1845).   Товарный паровоз (1845).